Как выглядит ваш персонаж? Сколько ему лет? Какое впечатление производит при первой встрече? Молится ли он богам, и если да, то каким? Как он стал искателем приключений?
Эта глава поможет вам определить индивидуальность вашего персонажа. Эти детали сделают его более живым, как главного героя книги или кино. Для многих игроков весь интерес заключен здесь, в отыгрыше.
Если вы играете впервые, лучше просто наметить детали. Со временем вы сможете создать такой персонаж, каким вы его видите. Вы разовьете его черты, как автор развивает черты своих героев.
Эта глава рассказывает о мировоззрении (о месте персонажа между добром и злом), о религии (боге или богах персонажа), о личных данных (имя, пол, возраст и т.д.), и описании личности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
В церкви Пелора хранится древний фолиант. Каждый раз, когда храм нанимает искателей приключений для выполнения самых опасных и важных заданий, этот фолиант выносят из хранилища, и каждый, кто хочет участвовать в миссии, должен его целовать. Если сердце того, кто его целует, полно злобы, ему не миновать сокрушительного удара святой силы. Те же, кто по натуре не злобен, но и не добр, будут оглушены силой фолианта. И лишь чистые сердцем и мыслями могут целовать фолиант без опаски – только таких церковь посылает в свои миссии. Добро и Зло в игре D&D – не философские понятия. Это силы, которые определяют бытие.
Демоны в человеческом обличье захватывают земли, обращая людей к злу. Святые защищают своих прихожан с помощью сил света. Злые жрецы приносят кровавые жертвы, привлекая внимание темных богов и веря в то, что их ждет награда после смерти. Крестоносцы и паладины выжигают зло и выкорчевывают его корни, отлично понимая, что не стоит цепляться за свою короткую жизнь. Завоеватели пытаются использовать сверхъестественные силы, пророки добрых и злых богов обещают им помощь в обмен на верность их божеству.
Положение персонажа или существа по отношению к добру и злу, а также отношение его к закону и обществу представлено в D&D параметром “мировоззрение”. Мировоззрение бывает девяти видов: ортодоксально добрый, нейтрально добрый, хаотично добрый, ортодоксально нейтральный, нейтральный, хаотично нейтральный, ортодоксально злой, нейтрально злой, хаотично злой. (В Таблице 6–1: Мировоззрение Классов, Рас и Существ, можно посмотреть, какое мировоззрение характерно для разных рас, классов и существ.)
Выберите мировоззрение своего персонажа, учитывая расовые и классовые ограничения. Обычно персонажи игроков добрые или нейтральные, злое мировоззрение скорее характерно для монстров и некоторых НП (Неигровых Персонажей).
Мировоззрение – это инструмент для развития личности вашего персонажа. Это не смирительная рубашка ограничений. Каждый из девяти типов мировоззрения все еще предоставляет широкие возможности для свободного поведения персонажа, его философских воззрений, так что два ортодоксально добрых персонажа могут значительно отличаться друг от друга. Кроме того, очень немногие люди всегда следуют своим принципам. Ортодоксально добрый персонаж, может, например, быть жадным (хотя, скорее всего, это должен быть его единственный недостаток). Также, почти все люди меняются со временем. Добрый персонаж может со временем потерять стойкость и приобрести пагубные привычки, нейтральный может быть вдохновлен чьим-либо примером и начать правильную жизнь, стать добрым и т.д.
Выбор мировоззрения вашего персонажа – это выбор пути отыгрыша персонажа. Если же действия вашего персонажа более не соответствует тому мировоззрению, который вы выбрали, Мастер может решить, что мировоззрение вашего персонажа изменилось из-за каких-то действий.
Таблица 6–1: Мировоззрение Классов, Рас и Существ
Ортодоксально-добрые Нейтрально-добрые Хаотично-добрые
Архоны Стражи Эладрины
Золотые Драконы Гномы Медные драконы
Ламмасу Кентавры Единороги
Дварфы Огромные Орлы Эльфы
Паладины Псевдодраконы Следопыты
Ортодоксально-нейтральные Нейтральные Хаотчино-нейтральные
Монахи Животные Полуэльфы
Волшебники Полурослики Полуорки
Формианы Люди Варвары
Азеры Человекоящеры Барды
Друиды Плуты
Ортодоксально-злые Нейтрально-злые Хаотически-злые
Дьяволы Дроу Демоны
Синие драконы Гоблины Красные драконы
Бихолдеры Троглодиты Вампиры
Огры-маги Троглодиты
Хобгоблины Гнолли
Кобольды Огры
Орки
Мировоззрение существ и классов, отмеченных курсивом, всегда соответствует указанному в таблице, так как все они, кроме паладина, рождены со своим мировоззрением, и оно является частью их натуры. Существа с определенным мировоззрением, как правило, имеют связь (через свою историю, родословную или магическим путем) с Внешними Измерениями, либо являются магическими существами.
Для остальных существ, рас и классов мировоззрение, указанное в таблице, является наиболее частотным. Обычные разумные существа могут иметь любое мировоззрение. Указанное в таблице мировоззрение является скорее характерным для их (разумных существ) общества в целом, и мировоззрение индивидуума может отличаться от принятого в этом обществом. В зависимости от типа существ вероятность такого несовпадения взглядов индивидуума и общества может быть меньше или больше. Например, кобольды и бихолдеры обычно ортодоксально-злые, но в любом поселении кобольдов, скорее всего, найдется какое-то количество нейтрально- и хаотично-злых особей; среди бихолдеров же встретить не ортодоксально-злого практически невозможно. Кроме того, есть еще влияние культуры и общества на индивидуума – скажем, культура орков производит в основном хаотично-злых особей, и человек, выросший среди орков, скорее всего, будет хаотично-злым, в то время как орк, выросший в среде людей, скорее всего, будет обладать мировоззрением того общества людей, в котором вырос.
ШКАЛА ДОБРО-ЗЛО
Добрые персонажи и существа защищают простых мирных людей, в то время как злые стремятся поработить либо уничтожить их – либо ради своей выгоды, либо просто для забавы.
"Добро" подразумевает альтруизм, уважение к чужой жизни, чужим чувствам и чужой свободе.
"Зло" подразумевает подавление, угнетение и убийство других. У некоторых злых существ просто нет сострадания к другим, и они убивают без злости, просто потому, что им это выгодно в данный момент. Другие активно распространяют зло, убивая других ради собственного удовольствия или платя, таким образом, кровавую дань кому-нибудь из темных богов или повелителей.
Существа, в целом нейтральные, как правило, против убийств невинных людей, однако они вряд ли станут жертвовать собой ради защиты других. Для нейтрала важно, чтобы все было хорошо у него и его близких – друзей, семьи, возможно, даже страны – ради них он вполне может пожертвовать своими интересами, но не ради какого-нибудь бродяги, которого он видит в первый и возможно в последний раз.
В некоторых случаях выбор человека между добром и злом вполне сознателен – как, например, выбор паладина, идущего путем света, или выбор темного клирика, приносящего страдания всем вокруг себя. Однако для многих людей один из путей – тьма или свет – это путь, по которому они лишь идут, но которые не выбирают. Выбор нейтрального пути – между добром и злом – обычно следствие нежелания принять чью-либо сторону, однако иногда этот путь выбирают сознательно, стремясь к балансу сил в мире. Такие нейтралы считают, что ни одна из сторон не должна побеждать в конфликте зла и добра – обычно это связано с какой-либо специфической философской концепцией (например, утверждающей, что как только прекратится это противостояние, наступит конец света).
Животные из-за неспособности дать адекватную оценку своих действий с точки зрения морали считаются нейтральными. Даже тигры-людоеды нейтральны, так как убивают не по каким-либо добрым или злым причинам, а из-за голода или опасности.
ШКАЛА ЗАКОН-ХАОС
Ортодоксальные персонажи не лгут, держат свое слово, уважают власть, традиции и осуждают тех, кто не выполняет свои обязанности. Хаотичные персонажи следуют своим представлениям о том, что и как им следует делать, не любят, когда ими пытаются командовать, не противятся новым идеям, даже если те перечат традициям и могут легко отказаться от своего обещания.
“Закон” подразумевает честь, которая цениться выше жизни, беспрекословное повиновение старшим, строгую дисциплину. С другой стороны, чрезмерная законопослушность – это и узость мышления, и реакционное отношение ко всему новому, и неспособность адаптироваться к новым условиям. Законопослушные персонажи считают, что подчинение законам есть обязанность каждого, потому что, объединившись, люди становятся сильнее – так, например, хорошо организованная армия сильнее разрозненной толпы, даже если последняя больше.
“Хаос” подразумевает личную свободу, способность легко адаптироваться и гибкость мышления. С другой стороны, хаотичность – это безрассудство, безответственность, принципиальное неподчинение власти и, как следствие, неспособность согласовать свои действия и объединяться с другими. Хаотичные персонажи считают, что только неограниченная свобода личности позволяет индивидууму полностью реализовать себя на благо общества, в котором он живет.
Нейтральные персонажи, хотя и уважают закон, но считают, что он не должен их слишком притеснять. Вряд ли они будут открыто восставать против существующего закона, но не считают себя обязанными следовать ему всегда и во всем. Они скорее честны, но могут быть соблазнены на обман деньгами или еще чем-нибудь.
Выбор между законностью и хаотичностью может быть сознательным, но обычно это просто черта индивидуума. Нейтральные персонажи, как и в случае с добром и злом, обычно просто не решаются на выбор той или иной стороны. Некоторые, однако, считают что нейтральность превыше порядка или хаоса, поскольку у каждой из сторон есть свои недостатки.
Животные не способны к разумному выбору между хаотичностью или законностью, потому считаются нейтральными – хотя собаки обычно верны хозяевам, а кошки по природе своей независимы, они не могут выбирать, а потому не могут быть действительно хаотичны или законны.
ДЕВЯТЬ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Две шкалы (добро-зло и закон-хаос) определяют девять различных типов мировоззрения. Далее приведены описания наиболее типичных представителей каждого из мировоззрений. Помните, у каждого есть индивидуальные особенности, и ваш персонаж может и должен отличаться от “типичного представителя” выбранного вами мировоззрения. Используйте описание как пример, а не как руководство к действию.
Внимание: мировоззрение персонажей, как правило, одно из первых шести, а остальные – злые – обычно встречаются только у монстров и негодяев.
Ортодоксально-добрый, “Крестоносец”: Ортодоксально-добрый персонаж действует так, как обычно действует добрый персонаж. В нем сочетается твердое стремление к борьбе со злом, железная дисциплина, алмазная твердость и непоколебимость. Он всегда честен, всегда держит слово, всегда помогает нуждающимся и всегда выступает против любой несправедливости. Ортодоксально-добрый персонаж ненавидит безнаказанные злодеяния. Алхандра, паладин, беспощадный воин и благородный лорд, непоколебимый защитник слабых, без сомнения, ортодоксально-добр.
Сильная сторона ортодоксально-доброго персонажа – сочетание чести и милосердия.
Нейтрально-добрый, “Благодетель”: Нейтрально-добрый персонаж делает добро другим, потому, что его сердце велит ему так. Он посвящает всего себя без остатка помощи другим. И хотя он сотрудничает с правителями и королями, он никогда не служит им. Йозан, священник, помогающий ближним в их нуждах, нейтрально-добр.
Доминирующая черта в характере нейтрально-доброго персонажа – доброта.
Наиболее привлекательная черта нейтрально-доброго персонажа это способность делать добро, не оглядываясь на мнение стоящих выше по социальной лестнице.
Хаотично-добрый, “Мятежник”: Хаотично-добрый персонаж действует так, как подсказывает ему его собственные чувства, не оглядываясь на мнение других. Он идет своим собственным путем, но этот путь указывает его добрая душа. Он верит в доброту, но считает, что она должна исходить из людских сердец, а не со страниц книг и сводов законов. Хаотично-добрый персонаж не любит, когда кто-то указывает кому-то что и как делать, и не потерпит, если кто-нибудь попробует указать это ему. Совелисс, следопыт, подстерегающий в лесу жадных сборщика налогов и прислужников злого барона, хаотично-добр.
Сильная сторона хаотично-доброго персонажа в сочетании доброго сердца и свободного духа.
Ортодоксально-нейтральный, “Судья”: Ортодоксально-нейтральный персонаж действует так, как предписывает закон, традиции или собственный моральный кодекс. Первостепенное значение для него имеет порядок и организация. Он может верить как в собственный кодекс чести, так и в кодекс и законы правительства и государства. Эмбер, монах, следующий путем своего учения и не обращающий внимания как на нужды бедных, так и на искушения мирскими благами, ортодоксально-нейтрален.
Доминирующая черта в ортодоксально-нейтрального персонажа – любовь к закону.
Сильные стороны ортдоксально-нейтрального персонажа – его надежность и честность без фанатичности.
Нейтральный, “Колеблющийся”: Нейтральный персонаж не отдает предпочтение ни одному из путей как в выборе между добром и злом, так и в выборе между хаосом и порядком. Обычно нейтральность является скорее не выбором, а неспособностью выбрать. Персонаж такого типа (не способный выбирать) считает, что добро лучше зла, но по каким-либо причинам не может или не хочет следовать путем добра, когда этот путь требует от него каких-либо затрат, будь то деньги или необходимость подвергать свою жизнь опасности ради других. Такой персонаж предпочтет жить среди добрых соседей и с добрым королем. Вполне возможно, он будет защищать таких соседей и короля, однако вряд ли добровольно отдаст за них свою жизнь. Миали, маг, посвятившая себя полностью своему искусству, нейтральна.
Однако существует и другой тип нейтралов – персонажи, посвятившие себя философии нейтральности. Эти персонажи видят в добре, зле, порядке и хаосе опасные крайности и считают, что путь нейтральности это наиболее сбалансированный путь «для долгой дороги».
Доминирующая черта в характере нейтрального персонажа - нейтральность.
Лучшая сторона нейтрального мировоззрения в том, что он поступает так, как сам считает нужным.
Хаотично-нейтральный, “Свободный духом”: Хаотично-нейтральный персонаж следует своим капризам. Он законченный индивидуалист. Он ценит свою свободу, но не считает себя обязанным защищать свободу других. Он не любит подчиняться или ограничивать себя в чем-либо, не чтит традиции. Хаотично нейтральные персонажи хоть и могут разрушать общественные организации, но если и делают это, то не для установления общемировой анархии. Для этого нужна мотивация – либо добрая (чтобы все жили свободно) либо злая (разделить людей и посеять между ними вражду). Дэвис, странствующий бард, зарабатывающий себе на жизнь своим остроумием, хаотично-нейтрален.
Доминирующая черта хаотично-нейтрального персонажа – хаотичность.
Помните, что хотя хаотично-нейтральный персонаж порой непредсказуем, но все же не станет переплывать бурную реку, если можно безопасно перейти ее по мосту.
Привлекательные стороны хаотично-нейтрального мировоззрения в том, что оно предоставляет полную свободу как от подчинения старшим, так и от фанатичной преданности добру.
Ортодоксально-злой, “Тиран”: Ортодоксально-злой персонаж всегда сам берет то, что ему нужно, ограничиваясь лишь собственными представлениями о правилах и не считаясь с тем, что причиняет другим боль. Он заботится о соблюдении традиций и законов, но не о свободе и нуждах других. Он “играет по правилам”, но никогда не проявляет милосердия и сострадания. Он стремиться заполучить власть, но также может быть верным слугой своего Хозяина. Он судит об окружающих не по их поступкам, а по их расе, религиозной принадлежности и положении на социальной лестнице. Он старается не нарушать законы и обещания – это объясняется частично его природой, а частично тем, что законы, если их не нарушать, неплохо защищают от недоброжелателей. У некоторых ортоксально-злых персонажей бывают табу – например, кто-то принципиально не совершает хладнокровных убийств (что не помешает ему нанять убийцу для обхода этой проблемы), или, скажем, не трогает детей. Эти табу заводятся из-за того, что ортодоксально злые персонажи считают себя выше беспринципных злодеев и думают, что подобные проявления благородства причисляют их к “высшей касте” злодеев. Коварный барон, который правит железной рукой, плетет интриги с целью расширения своих владений и ни в грош не ставит жизнь любого из своих подданных, ортодоксально-зол.
Некоторые ортодоксально-злые персонажи фанатично преданы идее зла, так же как паладины, например, преданы идее добра. Такие персонажи получают удовольствие, причиняя боль другим и распространяя зло вокруг себя. Иногда распространение зла является платой злому божеству или другому хозяину.
Ортодоксально-злых персонажей иногда называют “дьявольскими”, потому что дьяволы – воплощения ортодоксально-злого мировоззрения.
Ортодоксально-злые персонажи опасны тем, что методично плетут свою паутину зла и часто с ее помощью держат в страхе и повиновении множество живых существ.
Нейтрально-злой, “Злодей”: Нейтрально-злой персонаж делает все, что ему нравиться, если это не влечет за собой неприятностей (если знает, что его не поймают и не накажут). Он живет только для себя и делает только то, что доставляет ему удовольствие, или ведет к тому, что он приобретает что-либо, доставляющее ему удовольствие (богатство, власть и т.п.) не считаясь ни с какими моральными аспектами. Нейтрально злые персонажи будут убивать, если им это нравиться и если впоследствии их не смогут за это наказать; если же нейтрально-злому персонажу не доставляет удовольствие убийство ради убийства, он все равно не остановится перед ним, если кто-то будет стоять между ним и его целью. Нейтрально-злые персонажи никогда не жалеют своих жертв – они просто не придают значения чувствам других людей. Он не испытывает симпатии к законам и не питает иллюзий насчет того, что следование законам сделает его лучше и благороднее. С другой стороны, у него нет такого вздорного характера и любви к конфликтам, как у хаотично-злого персонажа. Разбойник, убивающий и грабящий путников на дороге ради денег и драгоценностей, нейтрально-зол.
Некоторые нейтрально-злые персонажи верят во зло как в идеал и совершают зло для продвижения своего идеала. Обычно это члены сект, поклоняющихся злым богам и подпольных обществ.
Доминирующая черта характера нейтрально-злого персонажа - злоба.
Нейтрально-злые персонажи опасны тем, что представляют собой зло в чистом виде без понятия о чести.
Хаотично-злой, “Разрушитель”: Хаотично-злой персонаж делает то, что подсказывают ему его жадность, ненависть к другим или страсть к разрушениям. Он вспыльчив, порочен, жесток и непредсказуем. Если он – обычный человек без особого философского мировоззрения, то он просто безжалостный и жестокий. Если же он распространяет зло в соответствии с каким-либо учением или культом, он обладает всеми вышеописанными качествами удвоенной силы. К счастью, такие люди не способны к организации и совместным хорошо спланированным действиям. Как правило, хаотично-злых персонажей может заставить действовать вместе только сила – будь то сила лидера, убивающего непокорных, или внешняя угроза – вроде входа, баронской дружины в лес с целью искоренения всех разбойников. Если в группе хаотично-злых существ наметился лидер, он проживет ровно до тех пор, пока сможет противостоять покушениям на себя. Сумасшедший волшебник, опустошающий все вокруг себя, мстящий всему живому и кое-чему из неживого, хаотично-зол.
Хаотично-злых персонажей иногда называют “демоническими” потому что демоны – воплощения хаотично-злого мировоззрения.
Хаотично-злые существа опасны тем, что ненавидят и уничтожают не только красоту и жизнь, но вообще любое творение, в котором воплощена красота и жизнь.